Отношения социального заказа – это нейтральные отношения, которые несимметричны по своей сути. Первый партнер в отношениях называется заказчиком, а второй – подзаказным. Основная суть отношений социального заказа: подзаказный решает задачи, которые ставит заказчик, при этом реализуя себя.
Отношения социального заказа образуют закрытое кольцо в соционе. Каждый ТИМ имеет своего заказчика и своего подзаказного. Именно отношения социального заказа являются основными для прогресса, поскольку в них раскрываются творческие возможности людей.
В отношениях социального заказа партнер-заказчик смотрит на партнера-подзаказного сверху вниз, недооценивая его возможности. Подзаказный, наоборот, восхищается заказчиком, переоценивая его положительные качества. Находясь в обществе заказчика, подзаказный начинает перед ним заискивать, пытается вызвать в заказчике интерес, ведет себя нестандартно относительно обычной жизни. Со стороны это выглядит так, будто подзаказный оправдывается перед заказчиком. На самом деле, комплимент подзаказному от заказчика намного ценней, чем комплимент от любого другого человека.
Отношения социального заказа чаще всего инициирует заказчик. Подзаказный партнер видит, что заказчик к нему расположен, поэтому старается понравится, произвести впечатление. Когда ему удается, заказчик поощряет подзаказного, поддерживает его. Но такая идиллия существует только в первые моменты отношений, а в дальнейшем заказчик перестает слышать подзаказного, из-за чего он расстраивается и старается в дальнейшем держаться на расстоянии.
Подзаказному сложно закончить отношения с заказчиком. Он чувствует в этом случае потерю важного источника информации, интересного собеседника и полезного человека. Поэтому, если заказчик желает продолжать отношения, велика вероятность, что подзаказный никуда не денется. Это можно заметить в браках, когда явно несчастливые люди живут вместе десятилетиями, не имея возможности развестись и строить каждый свою жизнь.
Нельзя сказать, что отношения заказа – это конфликтные отношения. Скорее, это отношения утомляющих ссор из-за ничего. В этих отношениях нет громких скандалов и желания уйти, но они окрашены перманентным недовольством друг другом, которое можно контролировать: в этом случае отношения будут стабильными и неплохими. Иначе же, в паре с отношениями заказа будут постоянные ссоры по мелочам.
Интересное наблюдение: пары, которые часто ссорятся на пустом месте, несколько раз расстаются, а потом опять начинают жить вместе, чаще всего собой иллюстрируют отношения социального заказа.
Чтобы отношения социального заказа не приводили к постоянным упрекам, стоит соблюдать несколько правил.
Как гармонизировать отношения социального заказа:
- Не подводите друг друга.
Необходимо выполнять все обещания, соблюдать договоренности, предупреждать заранее о неординарных ситуациях. - Помогайте друг другу.
Заказчик должен проявлять уважение к подзаказному, показывать свое хорошее отношение, говорить слова поддержки, а подзаказному не стоит драматизировать события и не высказывать все в лицо заказчику. - Сотрудничайте.
В отношениях социального заказа партнерам стоит обмениваться информацией, учиться друг у друга, благодарить друг друга за помощь. Такие отношения подходят для работы и для обмена опытом.