В чем отличия между соционическими понятиями экстраверсии и интроверсии от стандартной трактовки?
Во время соционического типирования, как самостоятельного, так и с помощью диалога со специалистом, часто человек отвергает свой тип из-за параметра экстраверсии и интроверсии. В голове у каждого из нас сидит четкое определение, что, мол, экстраверты все общительные и энергичные, а интроверты — молчаливые и зажатые.
Возможно, в утрированном виде эти термины действительно это обозначают, но уж точно не в соционическом плане. Стоит отделять понятия экстраверсии и интроверсии в соционической терминологии от этих понятий в терминологии общего развития и характера человека (экстраверсия и интроверсия по Айзенку).
Итак, давайте разберемся, что же значат эти определения в соционической терминологии (по Юнгу).
По Юнгу, понятия экстраверсии и интроверсии являются установками личности: личность может быть ориентирована вовне (в случае экстраверта) и вовнутрь себя и своих ощущений (в случае интроверта).
В статье «Аспекты соционики» мы говорили, что каждый макроаспект (логика, этика, сенсорика, интуиция) имеет два вида — экстравертный и интровертный. К примеру, сенсорика делится на экстравертную (черную) сенсорику и интровертную (белую) сенсорику.
Белый сенсорик (интроверные социотипы Габен и Дюма) больше переживает по поводу своих телесных ощущений, а черный сенсорик (экстравертные социотипы Жуков и Наполеон) интересуется окружающими его объектами и их расположением в среде.
Белый интуит (интровертные социотипы Есенин и Бальзак) зациклен на своем состоянии, отслеживает внутренние переживания и процессы, а черный интуит (экстравертные социотипы Дон Кихот и Гексли) ориентирован на приходящие извне идеи, модели, процессы.
Черный логик (экстравертные социотипы Джек Лондон и Штирлиц) ищет факты и объективные данные, из которых затем строит мысленные цепочки, а белый логик (интровертные социотипы Робеспьер и Максим Горький) занимается нахождением взаимосвязей между данными фактами и данными, не прибегая к поиску новых.
Черный этик (экстравертные социотипы Гамлет и Гюго) тратит силы на то, чтобы произвести впечатление на людей вокруг, а белый этик (интровертные социотипы Драйзер и Достоевский) гораздо больше интересуются своим отношением к различным ситуациям.
Важно знать, что, будучи соционическим интровертом (по Юнгу), человек способен быть и общительным, и веселым, и не зажатым. Главное, что отличает его от экстраверта — ориентация на себя и свои ощущения, свое отношение, свои мысли, свою оценку. Вокруг вас живет множество интровертов, к примеру, Дюма, которые часто собирают гостей, любят общаться и веселиться, имеют большой круг общения.
При этом, соционический экстраверт может спокойно быть отшельником, который не любит общение с людьми и всячески его избегает. При этом, такой человек будет читать новости и книги, смотреть фильмы и всячески получать информацию извне — для него важны процессы в мире, обстановка, в которой он живет, впечатление, которое он производит.
Если мы заговорили о критерии общительности и нелюбви к общению, то этот момент, скорее, объясняется положением логики и этики в модели А конкретного типа. Можно с уверенностью заявить, что логики относятся к менее общительным типам, чем этики.
Если у логика этика отношений находится в болевом канале (социотипы Дон Кихот и Жуков), то неудивительно, что человек боится общаться и не знает, как это делать. Если же у логика этика эмоций находится в болевом канале (социотипы Бальзак и Габен), то такой человек не всегда умеет выражать свои эмоции и людям вокруг может показаться, что он зажат и не особо настроен на общение, хотя часто это бывает совсем не так.
Давайте подытожим наши рассуждения.
Соционические экстраверты:
- Настроены на информацию извне: на отдыхе читают, смотрят фильмы, познают мир вокруг
- Могут быть отшельниками и не любить общаться
- Настроены на создание связей с окружающим миром (знакомства, контакты)
Соционические интроверты:
- Ориентированы вовнутрь: прислушиваются к себе, формируют свои оценки, наблюдают за своим состоянием
- Могут быть общительными и приветливыми, любить разговоры
- Настроены на поддержание уже существующих связей (им сложнее отпустить человека)
Теперь вы сможете типировать себя и своих друзей без предубеждений насчет понятий экстраверсии и интроверсии по Юнгу.